Диалог на равных Приглашенные гости: Максимов А.Л., И Цуй

15 октября 2021

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

 

Отрасли нефтехимии и нефтепереработки ждут глобальные изменения, в том числе в части внедрения инноваций и «зеленых» технологий, подготовки кадров 

 

«Если раньше мы говорили о действительно вредных и опасных веществах для отдельного человека, то сейчас мы говорим о глобальной проблеме, связанной с изменением климата и выбросами парниковых газов. Мы говорим о низкоуглеродной экономике… Эта повестка существенным образом будет менять и нефтепереработку, и нефтехимию в ближайшие 30 лет… Нам понадобятся люди, которые умеют переводить знания с языка человека, занимающегося фундаментальными исследованиями, на язык тех, кто производит конечную продукцию, на язык бизнеса. При этом они должны научиться создавать новые инженерные решения. Это своя особая доля науки, инженерной науки — это именно то, чему мы должны в ближайшие 5-10 лет научить новое поколение исследователей, инженеров. Тогда, наверно, в России возможен технологический прорыв», — директор института нефтехимического синтеза РАН Антон Максимов.

 

ПРОБЛЕМЫ

 

Недостаточное быстрое внедрение инноваций в отрасли

 

«Если говорить о нефтехимии, нефтепереработке или промышленных сферах, мы имеем дело с отраслями, которые очень медленно меняются. То есть время изменений — это 20-30 лет. То, что мы для себя сейчас называем “зеленой” химией — этот термин появился в начале 1990-х годов, — это целый комплекс мер, технологий, которые заменяли старые технологии, начиная с 1990-х годов в течение этих 30 лет. Они были более понятны людям, чем та “зеленая” повестка, которая существует сейчас», — директор института нефтехимического синтеза РАН Антон Максимов.

 

«Конечно, мы много говорим о солнечной энергии, энергии ветра, они могут дополнить традиционные источники энергии и при этом сократить выбросы CO2. Конечно, это непростое уравнение, и потребуется, на мой взгляд, еще 20-30 лет, чтобы общество постепенно нашло решение», — лауреат премии «Глобальная энергия» за исключительный вклад в разработку, синтез и характеристику наноматериалов для энергетики и окружающей среды, в особенности трансформационные инновации в области науки о батареях, директор Института энергетики им. Прекорта Стэнфордского университета И Цуй.

 

Рост цен и объемов потребления полимеров

 

«Восстановление после ковида привело к резкому росту цен… предложение будет увеличиваться, но будет и рост спроса. Дело в том, что развитые страны потребляют большое количество нефтехимической продукции, полимеров… На какие-то нефтехимические продукты спрос упал, но у нас с вами на лице маски. Там есть продукция нефтехимии. Мы с вами увеличили, сидя дома, производство и потребление косметики, потребление упаковки… Для того, чтобы перейти к циклической экономике, нужно откуда-то взять средства. Я думаю, что средства будут браться с потребителя, в том числе за счет роста цен», — директор института нефтехимического синтеза РАН Антон Максимов.

 

«Технологии должны быть чистыми, но, конечно, они должны иметь экономическую обоснованность, иначе будет очень сложно внедрять эти технологии, и обществу будет сложно принять их. Безусловно, это, наверно, одна из самых сложных проблем, которые нам еще предстоит решить: как именно можно использовать интересную технологию,  сделать ее экономически эффективной, выгодной, и при этом масштабировать до такой степени, чтобы она могла повлиять на все общество, чтобы эта технология была экономически обоснована и принималась обществом», — лауреат премии «Глобальная энергия» за исключительный вклад в разработку, синтез и характеристику наноматериалов для энергетики и окружающей среды, в особенности трансформационные инновации в области науки о батареях, директор Института энергетики им. Прекорта Стэнфордского университета И Цуй.

 

РЕШЕНИЯ

 

Повышение эффективности переработки сырья, переход к биосырью, вторичная переработка

 

«Повышение эффективности переработки сырья — это так называемые процессы переработки сырой нефти сразу в нефтехимические продукты. Нефтеперерабатывающие заводы, по-видимому, через какое-то время превратятся в заводы, производящие сырье для материалов или даже новые материалы. Это, конечно, произойдет нескоро, но примеры есть. <…> Еще одно изменение сырья — это, конечно, переход к биосырью. Все растения состоят из углерода. Этот углерод можно использовать. Вообще говоря, это принципиально другая химия, принципиально другие процессы, здесь меняется сама логика индустрии… Все полимеры, которые мы производим, мы так или иначе последние 20 лет либо захоранивали на свалках — то, что называется просто «закапывали», либо, второй вариант, это сжигание. Теперь возникает третий вариант — тот углерод, который есть в этих полимерах, нужно вернуть обратно в мономеры в химическую продукцию. Здесь возникает целый большой комплекс технологий по вторичной переработке полимерных отходов, и просто меняется сырье и для нефтехимии и частью — для нефтепереработки», — директор института нефтехимического синтеза РАН Антон Максимов.

 

Переход к использованию «зеленого водорода»

 

«Электричество становится новым сырьем, заменяющим обычное топливо и заменяющим энергоносители, которые позволяют получать такую необходимую для нас химию. Естественно, здесь возникает еще одна часть, которая, наверно, будет очень важна в ближайшие 10-15 лет, — это использование возобновляемого водорода, то, что называют “зеленым” водородом… для производства химической продукции», — директор института нефтехимического синтеза РАН Антон Максимов.

 

«Водород очень перспективен. Уже сейчас мы запускаем ряд новых инициатив именно по водороду. Это касается производства “зеленого водорода”, его хранения, транспортировки и, конечно, утилизации. Это очень важные аспекты», — лауреат премии «Глобальная энергия» за исключительный вклад в разработку, синтез и характеристику наноматериалов для энергетики и окружающей среды, в особенности трансформационные инновации в области науки о батареях, директор Института энергетики им. Прекорта Стэнфордского университета И Цуй.

 

Развитие нанотехнологий

 

«Для меня самая интересная сфера — это все-таки нанотехнологии, поскольку именно они могут повлиять на развитие технологий в сфере электромобильности и то, как мы можем интегрировать солнечную и ветряную энергию и ее подачу в электросеть. Безусловно, это может помочь нам сократить выбросы CO2, а также повлиять на то, как мы можем, например, создать новые маски для людей, которые мы можем носить каждый день и при этом эффективно отфильтровать частички вирусов… защититься от COVID-19», — лауреат премии «Глобальная энергия» за исключительный вклад в разработку, синтез и характеристику наноматериалов для энергетики и окружающей среды, в особенности трансформационные инновации в области науки о батареях, директор Института энергетики им. Прекорта Стэнфордского университета И Цуй.

 

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org

 

 

.