Реализация потенциала России в глобальной индустрии ВИЭ

4 октября 2018

Реализация потенциала России в глобальной индустрии ВИЭ

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Роль возобновляемых источников энергии в России растет

«Благодаря активной совместной работе государства и бизнеса возобновляемая энергетика в России уже состоялась как отрасль. На оптовом рынке электрической энергии и мощности ежегодно удваиваются объемы вводимой генерации. В этом году за счет ВИЭ может быть введено более 300 МВт. В изолированных энергорайонах электростанции на основе ВИЭ и гибридные электростанции уже начинают заменять традиционные источники энергии. Завершена разработка нормативной базы, которая позволит на уровне обычных домохозяйств активно внедрять возобновляемые источники энергии. Главная задача развития “зеленой” энергетики в стране — создание собственной технологической и производственной базы, способной в перспективе расширить присутствие российских производителей на мировой энергетической арене. Мы ставим перед собой амбициозные задачи и, безусловно, будем стремиться их добиться», — Алексей Текслер, Первый заместитель Министра энергетики Российской Федерации. 

«Всем очевидно, что индустрия [ВИЭ] родилась <…> Президент сказал о ней среди прочих приоритетов <…> Это важнейший результат. За ним — колоссальная работа Минэнерго, Минпрома, десятки нормативных актов, сложнейшая система регулирования, которая заработала», — Анатолий Чубайс, Председатель правления, ООО «УК «РОСНАНО».

«Энергетика трансформируется <…> в сторону возобновляемых источников», — Александр Чуваев, Исполнительный вице-президент, глава дивизиона «Россия», Fortum Corporation.

«Возобновляемая энергетика с точки зрения ввода генерации обогнала с конца 2014 года традиционную — угольную, газовую и прочие генерации. <…> Этот тренд продолжается», — Алексей Текслер, Первый заместитель Министра энергетики Российской Федерации.

Производство электроэнергии при помощи ВИЭ становится конкурентоспособным

«Мы видим, как <…> основной показатель — удельный CAPEX (капитальные затраты, — Ред.) — снижается. За прошлый год 35% — по ветру, 30% — по солнцу, и если в 2015 году мы платили 155 млн рублей за 1 МВт по ветру, то сегодня это уже 57 с копейками», — Алексей Текслер, Первый заместитель Министра энергетики Российской Федерации.

«В России сегодня несколько групп, достаточно серьезных, и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в других регионах, занимаются солнечной энергетикой <…>  передачей солнечной энергии на Землю, солнечной генерацией и т.д. Результаты есть уже <…> сегодня», — Александр Сигов, президент Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «МИРЭА – Российский технологический университет».

ПРОБЛЕМЫ

Ограниченность действия мер поддержки возобновляемой энергетики

«У меня <…> тревожная оценка следующего этапа <…> Я говорю о сложной баталии, которая идет сейчас, под названием ДПМ-2 (программа модернизации энергетики на основе договоров о предоставлении мощности, — Ред.), и тех решениях, которые будут в этой сфере приняты <…> Мы для себя провели <…> работу, чтобы понять, а сколько ветроэнергетики, возобновляемой энергетики в России надо? <…> Можно ли ограничиться теми [мощностями], которые будут введены в 2024 году? Категорически нет <…> Потому что <…> нужен сбалансированный, самовоспроизводимый с экспортным потенциалом кластер, включающий в себя генерацию, промышленность, науку и образование <…> Если хотя бы один [компонент] выпадает, а самый уязвимый <…> называется “наука”, то это означает в России не будет технологического кластера. Это означает, что <…> за пределами 2024 года, в случае если не будет принято адекватное решение по распространению ДПМ-2, вся родившаяся до этого возобновляемая энергетика в России зачахнет. А это означает, что роль глобальной энергетической державы Россия за пределами 2024 года просто потеряет», — Анатолий Чубайс, Председатель правления, ООО «УК «РОСНАНО».

Сложности с привлечением финансирования в возобновляемую энергетику

«Мы конкурируем с компаниями со ставками привлечения 0,5-1%, иногда у них вообще деньги бесплатные <…> С точки зрения поддержки в части привлечения капитала — нам она крайне необходима», — Игорь Шахрай, Генеральный директор, ГК «Хевел».

 Отсутствие рынка энергоснабжения изолированных территорий

«До сих пор проекты (внедрения систем энергоснабжения на изолированных территориях, — Ред.) остаются <…> отдельными <…> которые делают энтузиасты. <…> Поэтому у нас развит оптовый рынок и не развит рынок изолированных территорий. К сожалению, это проблема <…> Речь идет не только об экономической эффективности, но и вообще о доступности энергетической инфраструктуры для целого ряда <…> потребителей <…> У нас не всегда надежность — синоним экономической эффективности <…> Должны быть другие стимулы <…> которые позволят получать населению доступ к инфраструктуре, которые <…> будут <…> основываться на объектах ВИЭ. Все страны со сходными задачами уже пошли по этому пути», — Алексей Каплун, Член совета, Некоммерческое партнерство по развитию возобновляемой энергетики «Евросолар Россия».

Необходимость параллельного развития технологий хранения энергии

«Хранение энергии становится все более и более важным в системах, где ВИЭ не полностью обеспечивает сбалансированность систем», — Виллем Копулс, Директор по развитию бизнеса в России, Engie.

Падение выручки производителей оборудования для сектора ВИЭ

«За два года картинка в мире изменилась. Стоимость турбин упала, при этом [не было] никаких технологических рывков, которые существенно ее снизили бы. Выручка крупных производителей ветроэнергетического оборудования при росте объемов заказов снизилась на 30%. Сегодня крупными заказчиками ветроэнергетических проектов все еще остаются крупные энергокомпании, но сегодня это смещается в сектор <…> когда <…> компании заказывают для себя <…> ветропарки и системы энергоснабжения», — Александр Корчагин, Генеральный директор АО «НоваВинд».

РЕШЕНИЯ 

Развитие рынка энергоснабжения изолированных территорий

«Есть национальный проект, который Министерство энергетики приняло в конце декабря прошлого года по изолированным территориям (проект внедрения системы энергоснабжения в удаленных изолированных территориях РФ, — Ред.)», — Георгий Кекелидзе, Председатель правления, Некоммерческое партнерство по развитию возобновляемой энергетики «Евросолар Россия»; управляющий партнер, Международное агентство по продвижению и развитию «GO2RU».

«Наиболее логичным является развитие ВИЭ-генерации на территориях с отсутствием традиционных энергетических ресурсов. На удаленных изолированных территориях есть все условия для окупаемости проектов ВИЭ», — Максим Быстров, Председатель правления, Ассоциация «НП „Совет рынка“».

Продление программы поддержки ДПМ ВИЭ 

«Есть позиция <…> многих тепловых <…> генераторов, потребителей, которые хотели бы, чтобы программа поддержки ДПМ ВИЭ была трансформирована. Есть позиция компаний, которые активно участвуют в этих проектах, что эту программу надо продолжать <…> Эта программа должна стимулировать развитие собственных отечественных компетенций», — Алексей Текслер, Первый заместитель Министра энергетики Российской Федерации.

Поддержка спроса на «зеленую» энергию

«Мы видим будущее в развитии добровольного спроса. У нас есть потребители, которые готовы платить больше, если у них будут “зеленые” электроны <…> Мы <…> смотрим на западный опыт, и мы, наверное, сделаем <…> механизм, который позволит удовлетворять этот добровольный спрос», — Максим Быстров, Председатель правления, Ассоциация «НП „Совет рынка“».

Развитие международного сотрудничества

«Даже во времена политических трудностей необходимо стимулировать деловое сотрудничество между нашими странами», — Чарльз Хендри, Руководитель направления «Энергия будущего», London Power Corporation; государственный Министр энергетики (Департамент энергетики и изменений климата) Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (2010–2012 годы).

«Давайте работать вместе, это позволит добиться успехов», — Андреас Драйзибнер, Член правления, Solarspar Association.

«Мы ищем партнеров <…> в России <…> Мы должны работать в тесном контакте с вашей экономикой», — Эрве Амоссе, Исполнительный вице-президент по перевозкам, телекоммуникациям и энергосистемам, Saft Groupe, Total Groupe.

Сочетание ВИЭ и традиционных источников электроэнергии

«Будущее — за сочетанием использования как ВИЭ и традиционных источников для национального производства электроэнергии», — Чарльз Хендри, Руководитель направления «Энергия будущего», London Power Corporation; государственный Министр энергетики (Департамент энергетики и изменений климата) Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (2010–2012 годы).

Повышение конкурентоспособности электроэнергии от ВИЭ

«У нас очень жесткая программа снижения себестоимости <…> мы следим за каждым рублем <…> чтобы трансформировать нашу себестоимость», — Игорь Шахрай, Генеральный директор, ГК «Хевел».

Субсидирование кредитной ставки

«Надо заниматься субсидированием ставки. Это тоже правильный и возможный вариант решения проблемы, потому что это тоже удорожает наши проекты, и это не вопрос нормативного регулирования ДПМ ВИЭ, это более широкая задача», — Алексей Текслер, Первый заместитель Министра энергетики Российской Федерации.

Обеспечение возможностей экспорта

«Для того, чтобы мощности работали, безотносительно, какая программа поддержки за пределами 2024 года будет, одно из важных направлений работы — обеспечивать <…> возможность экспорта, чтобы эти заводы загрузить», — Александр Гареев, Управляющий директор, Евразийский банк развития (ЕАБР). 

Читайте также

.