Влияние европейского «зеленого» курса на российско-европейское сотрудничество в области энергетики

14 октября 2021

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

РФ имеет хорошие предпосылки для достижения углеродной нейтральности

«Уже сегодня топливно-энергетический и электроэнергетический баланс России в целом соответствует логике низкоуглеродного будущего. Более половины внутреннего потребления в нашей стране приходится на газ, а это наиболее экологически чистый вид ископаемого топлива. В структуре выработки доля низкоуглеродных источников составляет более 80%, а полностью безуглеродные источники, такие как гидростанции, атомные станции, солнце и ветер, составляют более 40%», — генеральный директор ФГБУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Минэнерго России Алексей Кулапин.

«Россия, как и другие торговые партнеры, такие как Корея, Китай и другие страны, приняли на себя обязательства по достижению углеродной нейтральности к 2050 году», — посол Европейского союза в Российской Федерации Маркус Эдерер. 

«Конечно, это новые возможности по новым продуктам. Откровенно говоря, по возобновлению энергетики мы профинансировали примерно 60% объемов в стране, это порядка 200 млрд рублей, и начали это делать до активного публичного обсуждения темы энергоперехода», — заместитель председателя правления АО «Газпромбанк» Алексей Матвеев.

ПРОБЛЕМЫ

Российские экспортеры плохо понимают меняющиеся в связи с трендом на углеродную нейтральность требования европейских партнеров

«Дополнительные риски для российских экспортеров связаны сегодня с отсутствием в России какой-либо системы учета углеродного следа, из-за чего у европейских регуляторов появляется основание оценивать углеродоемкость российской продукции по верхней, самой жесткой планке. Нивелировать эти риски поможет разработка национальной системы углеродного регулирования и ее гармонизация с мировыми стандартами», — генеральный директор ФГБУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Минэнерго России Алексей Кулапин.

«То, что сейчас произошло с европейским углеродным налогом, внесло большую неопределенность на следующие 2–3 года, до тех пор, пока эти моменты не будут согласованы, отрегулированы и достигнуты какие-то договоренности. В этой ситуации крайне сложно предполагать и ожидать, что европейские компании будут рассматривать серьезным образом долгосрочные проекты и инвестиции с российским рынком», — заместитель председателя правления АО «Газпромбанк» Алексей Матвеев.

«Ключевой момент, который волнует бизнес, — это то, в какой степени все-таки механизм направлен действительно на борьбу с изменением климата и снижение углородоемкости, а в какой степени — на передел капиталов», — заместитель генерального директора по специальным проектам и внешним связям АО «МХК "ЕвроХим"» Сергей Твердохлеб.


РЕШЕНИЯ

Взаимное развитие систем учета и контроля углеродных выбросов

«Уже сейчас мы проводим работы по получению статуса верификатора выбросов углерода — уполномоченного органа, который подтверждает объем выбросов. В перспективе мы видим необходимость получения аккредитации в европейских системах верификации выбросов парниковых газов и открыты к обсуждению данной тематики с нашими западными партнерами, в том числе и с ассоциациями европейского бизнеса. И эта работа важна в части возможного будущего взаимного признания российской системы в Европе, а европейской — в России», — генеральный директор ФГБУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Минэнерго России Алексей Кулапин.

«Единственная цель механизма трансграничной корректировки заключается в том, чтобы избежать утечки углерода. Мы не хотели бы, чтобы европейские компании перетекали в те юрисдикции, где на самом деле соответствующие законодательные меры по регулированию углеродного следа менее жесткие, и соответственно, они будут переводить свои производства туда и будут производить свою более углеродоемкую продукцию там», — посол Европейского союза в Российской Федерации Маркус Эдерер. 


Развитие новых технологий, связанных с утилизацией углекислого газа и водородным топливом

«Не будем забывать о возможности утилизации углекислого газа и его хранения в ожидании тех технологий, которые помогут нам его выгодно использовать. Очень интересные технологии появляются — это, например, минерализация газа, чтобы использовать его в производстве цемента», — главный операционный директор по энергетической эволюции компании Eni Джузеппе Риччи.

«Мы говорили о "зеленом" водороде — это предпочитаемый вид водорода в Европе. Но я думаю, что, имея соответствующие технологии, мы задействуем не только газ, но и "голубой" водород. В России есть великолепные возможности для этого — инфраструктура, транспортные маршруты и так далее. Возможно, это будет еще один экспортный товар для России», — посол Европейского союза в Российской Федерации Маркус Эдерер.


Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org


.