КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Арктический регион становится ключевым источником российских энергоресурсов
«На территории арктической зоны сосредоточены 72% углеводородного сырья, которое есть в РФ. <…> Среди проектов, которые уже функционируют, можно выделить проект “Варандей” — терминал по наливу нефти вынесен с территории суши. Аналогичный проект с вынесенным терминалом — “Новый Порт”. Крупный проект — “Приразломное месторождение”, где стоит ледостойкая платформа, которая позволяет осуществлять добычу в условиях толстых льдов и низких температур. <…> Проекты, которые реализуются, сдвигаются все севернее и восточнее», — Александр Гладков, Директор департамента добычи и транспортировки нефти и газа, Министерство энергетики Российской Федерации.
«Когда мы выходим на стратегический уровень рассмотрения, понимаем, что к 2035 году традиционный район недропользования будет давать только половину того объема, который будет добываться на Ямале. Новые районы будут давать серьезную долю в совокупной добыче нашей страны. В перспективных районах недропользования — 25 трлн кубометров. Это 9 трлн (видимо, рублей, — Ред.) инвестиций. С фундаментальной точки зрения мы находимся перед новой волной освоения Ямала», — Александр Калинин, заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа.
«Условия для работы судов тяжелые. Тем не менее — все возможно. Мы в наиболее тяжелых условиях осуществили зимой 13 отгрузок. Ни одного инцидента не произошло, все суда были обработаны и выведены, покупателям все было доставлено в срок, и не было ни одной остановки производства», — Кирилл Богдановский, заместитель директора по маркетингу и морской транспортировке, ОАО «Ямал СПГ».
Развитие Северного морского пути совершит прорыв в сообщении между Европой и Азией
«Это не просто транспортный коридор для транспортировки нефти и газа. Когда мы сможем выполнить задачи, поставленные Президентом, и обеспечим круглогодичную навигацию по этому пути, это будет новый транспортный маршрут, который сокращает путь из Азии в Европу на 30%. Для корабля это вечность. В современном мире уже лет сто не было таких прорывов», — Павел Сорокин, Заместитель Министра энергетики Российской Федерации.
ПРОБЛЕМЫ
Требуются большие капиталовложения в логистику
«Создание логистической и транспортной инфраструктуры в суровых условиях требует больших капиталовложений. Создается не только судоходная инфраструктура. Подключаются и ледоколы, вертолетное обеспечение, создание системы раннего оповещения по движению льдов. Это одна из самых крупных и глобальных задач», — Александр Гладков, Директор департамента добычи и транспортировки нефти и газа, Министерство энергетики Российской Федерации.
Масштабные проекты слабо влияют на экономику регионов
«Реализуя масштабные проекты, мы должны понимать, что они дают для сохранения и умножения конкурентных преимуществ. <…> Кольский полуостров полностью входит в арктическую зону, но там нет ни нефти, ни газа <…> К нам приходит более 900 тыс. тонн мазута по железной дороге для отопления. При этом переваливается 13 млн тонн на РПК. Мимо нас идет нефть, а топим мы мазутом, который закупаем», — Евгений Никора, заместитель губернатора Мурманской области.
РЕШЕНИЯ
Увеличение добычи ресурсов стимулирует развитие Северного морского пути
«К 2035 г. мы будем добывать порядка 13 млн тонн нефти и готовы выйти по различным сценариям до 670 млрд кубов газа в арктической зоне. Часть этого газа будет транспортироваться по существующей транспортной системе, однако значительный объем будет транспортироваться морем с применением Северного морского пути», — Александр Гладков, Директор департамента добычи и транспортировки нефти и газа, Министерство энергетики Российской Федерации.
Регионы должны получать выгоду от реализации арктических проектов
«Мы заинтересованы в замене временной и экологически рискованной перевалки нефти современными береговыми комплексами с применением последних разработок в области перевалки массовых грузов. Это создаст условия для строительства нефтеперерабатывающих мощностей на Кольском полуострове, что будет способствовать замещению вывоза за рубеж сырой нефти нефтепродуктами с высокой добавочной стоимостью», — Евгений Никора, заместитель губернатора Мурманской области.
Для развития арктических территорий необходимо расширение ледокольного флота
«Северный морской путь не может развиваться без ледоколов. Планируется постройка новых атомных ледоколов, планируется строить дизельные ледоколы, мощные портовые ледоколы», — Денис Ушаков, Начальник управления безопасности судоходства, Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот).
«С 2006 года происходит планомерный рост грузопотока. Наши суда изначально предоставлялись для Норильского комбината. Сейчас переходим на работу по углеводородной продукции», — Сергей Стрельников, Начальник отдела безопасности мореплавания, ФГУП «Атомфлот».
Развитие отечественных технологий добычи и транспортировки энергоресурсов в условиях Севера
«Для строительства нашего самого северного нефтепровода мы разработали собственные опоры, которые запатентовали. Большую часть нефтепровода мы строили надземно. Мы приобрели бесценный опыт строительства и эксплуатации в условиях Крайнего Севера. Разработали программы мониторинга нефтепровода, которые позволяют нам безаварийно работать в данном регионе», — Расим Мингазетдинов, Начальник управления стратегического развития, ПАО «Транснефть».