Международное сотрудничество для развития низкоуглеродной водородной отрасли — альянсы и партнерства

13 октября 2022

Международное сотрудничество для развития низкоуглеродной водородной отрасли — альянсы и партнерства

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

 

Появление экономических стимулов в мире для развития водородной энергетики

 

«На фоне геополитического кризиса сформировался и кризис энергетики. Все цены на товарную продукцию — газ, нефть — улетели в небеса, и сейчас [эти ресурсы. — Ред.] стоят безумно дорого. Почему это важно? Самые популярные технологии производства водорода — одна из газа, вторая — из воды путем электролиза. Что произошло? Очень сильно выросли цены на газ, тем самым водород из газа стал очень дорогой. При этом продолжается сокращение стоимости производства электроэнергии из ВИЭ [возобновляемых источников энергии. — Ред.]. Произошло уникальное событие, если раньше водородная энергетика была про климат, но без денег, то сейчас появились стимулы развития водородной энергетики на базе зеленого водорода. <…> Зеленый водород начинает конкурировать с голубым, чего не было никогда, то есть появились экономические стимулы для инвестиций», — заместитель генерального директора — руководитель дирекции аналитического центра ТЭК ФГБУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Минэнерго России Денис Дерюшкин.

 

«В настоящее время в ряде государств — членов ШОС, таких как Россия, Китай, Индия и других, активно развиваются свои водородные отрасли. В этой связи считаю важным активизировать энергетический диалог и практическое взаимодействие», — заместитель генерального секретаря Шанхайской организации сотрудничества Сохаил Хан.

 

«Многие спикеры сегодня отмечали, что мы сейчас живем в трудной и сложной геополитической обстановке, но мы видим необходимость использования водорода. <…> Надо преодолеть долгосрочный кризис человечества по сохранению климата. Мы должны выйти на устойчивое развитие с нулевым выбросом углеводорода. Все мы надеемся, что Российская Федерация также внесет свою долю в эту программу, и возьмет на себя часть этой программы. <…> Экономика, которая основывается на водороде, открывает многие возможности многим странам. Россия может многое сделать в этом плане», — исполнительный секретарь Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) Ольга Алгаерова.

 

Россия начинает фокусироваться на технологиях и внутреннем рынке для их апробирования

 

«Раньше мы говорили про перспективные сферы применения водорода — это нефтепереработка, удобрения. Сейчас новые сферы — транспорт, энергетика и металлургия. <…> Транспорт и энергетика становятся перспективными, и это темы внутреннего рынка. У нас есть изолированные зоны, где дорогая электроэнергия по умолчанию, есть северный завоз. Не будем питать иллюзий, что водород уже завтра будет конкурировать с дизелем, нет, дизель и бензин по-прежнему будут самым дешевым топливом. Но там, где мы хотим заместить дизель на электричество, надо искать ниши», — заместитель генерального директора — руководитель дирекции аналитического центра ТЭК ФГБУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Минэнерго России Денис Дерюшкин.

 

 

 

ПРОБЛЕМЫ

Высокая стоимость и длительный период реализации проектов в водородной энергетике

 

«Если есть экономическая эффективность, то инвестиции собираются и направляются. Но порог входа в этот рынок очень высокий — от 500-600 млн долларов, это первый стоп-фактор. Второе — очень длительный период реализации проектов. Третье — мы только формируем рынок, только прогнозируем экономическую эффективность», — старший вице-президент по ESG ПАО «Сбербанк» Татьяна Завьялова.

 

Недостаточно стимулов для инвесторов и поддержки от государства

«Компании говорят, что все спустились по пирамиде Маслоу вниз, речь идет о выживании и базовых потребностях. Компании говорят: "Покажите нам более явные стимулы, почему мы должны отрывать ресурсы и вкладывать в такие долгосрочные проекты [водородной энергетики. — Ред.]?" Государство должно задавать стандарты», — генеральный директор Национального Альянса по вопросам социальной и экологической ответственности, корпоративного управления и устойчивого развития Андрей Шаронов.

 

«Мощное развитие возможно только при мощной поддержке со стороны государства. Если не будем инвестировать в развитие технологий, нам незачем будет с этим водородом работать. Параллельно мы должны формировать стимулы для развития спроса на водород. <…> Нам нужно формировать стимулы и мотивационные системы для развития производственных мощностей», — старший вице-президент по ESG ПАО «Сбербанк» Татьяна Завьялова.

 

РЕШЕНИЯ

 

Поиск новых ниш

 

«Пример с Петербургом [где в 2019 году появился первый трамвай на водороде. — Ред.] — это хороший пример того, как водородная энергетика на транспорте может конкурировать с аккумуляторными батареями или с электротранспортом. Потому что в Петербурге не так просто получить техприсоединение в центре города, чтобы поставить очередную зарядку. Да и мостов там много, поэтому пробег у транспорта должен быть существенно больше от заряда до заряда. В этом смысле водород более конкурентен, чем традиционные батареи», — заместитель генерального директора — руководитель дирекции аналитического центра ТЭК ФГБУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Минэнерго России Денис Дерюшкин.

 

«Если берем коммерческие автомобили, то электромобили будут выгоднее, чем любой другой вид транспорта. Но если транспорт грузовой — долгие перегоны, холодный климат, отсутствие зарядной инфраструктуры, то водород конкурентен. К 2030 году ожидаем, что водород вполне будет конкурировать с электромобилями», — партнер ООО «Яков и партнеры» Андрей Стрельцов.

 

В сфере водородной энергетики нужны инвестиционные решения

 

«Про инвестиции: уже сейчас в этом направлении должны происходить серьезные инвестиционные решения. Такое движение есть. Есть много разноуровневых проектов, на разных стадиях. [Консалтинговая компания. — Ред.] McKinsey оценивает текущий объем инвестиций в объеме 240 млрд долларов. Порядка 50% направляется в страны за пределами ЕС и США, это Азия, Австралия, Латинская Америка. В настоящий момент лидером потребления водорода является Китай — они потребляют 25 млн тонн водорода в год, в то время как ЕС потребляет всего 10 млн тонн в год <…>. В Китае стимулируют потребление водорода, в плановом режиме реализуют проекты по развитию технологических решений в области водорода, это дает плоды. <…> Нам об этом нужно думать, иначе нам будет сложно наращивать наш рынок, потому что нет мотивации», — старший вице-президент по ESG ПАО «Сбербанк» Татьяна Завьялова.

 

Необходимы технологические решения и понятные механизмы для инвесторов

 

«Мы находимся в точке формирования рынка нового энергоносителя. Каждая страна будет стараться занять свое лидирующее место в части технологических решений. <…> Нам нужно формировать единые технологические решения, чтобы либо технологии можно было экспортировать, либо сам водород. Нам надо решать вопрос по технологической стандартизации, по правовым вопросам, нужны понятные механизмы для привлечения инвестиций в эту отрасль», — старший вице-президент по ESG ПАО «Сбербанк» Татьяна Завьялова.

 

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org

Читайте также

.