4 октября 2019 года в ходе Форума «Российская энергетическая неделя» состоялась панельная дискуссия на тему «Актуальные вопросы продвижения энергоэффективности и ресурсосбережения в странах Евразийского экономического союза». Инициатором сессии выступили представители регионального бюро Программы развития ООН (ПРООН) для стран Европы и СНГ.
Открывая панельную сессию, заместитель Министра энергетики Российской Федерации Антон Инюцын поприветствовал всех участников Форума и отметил, что формат отношений России и ПРООН поменялся в значительной степени – страна из получателя помощи стала донором, был сформирован специальный инструмент сотрудничества – трастовый фонд Россия – ПРООН.
Аги Вереш, заместитель директора регионального бюро ПРООН для стран Европы и СНГ в Стамбуле, отметила, что вопросы ресурсосбережения и энергоэффективности укоренились во многих инициативах и диалогах, которые ведутся с глобальными лидерами. Эти серьезные темы вошли в повестку климатического саммита, проходившего в рамках Генеральной ассамблеи ООН.
«70 стран поставили себе в планы к 2050 году добиться нулевого выброса в атмосферу. Более 100 стран подключились к инициативе управления глобальным потеплением. Много успешных решений региональных проектов по продвижению экономической и экологической грамотности в регионах при поддержке бюро ООН и стран СНГ», – подчеркнула она.
Как сказал в ходе дискуссии Дмитрий Марьясин, постоянный представитель ПРООН в Республике Армения, эффект от реализации проектов энергосбережения по всему миру – 500 млрд долл. в год. При этом сумма ежегодной помощи развивающимся странам – 130-150 млрд долл. То есть, говоря об энергосбережении, мы говорим об огромном, в том числе финансовом, ресурсе для всего мира».
Сегодня в государствах ЕАЭС накоплен значительный практический опыт по реализации данных направлений, разработаны и внедряются новые технологии, производится соответствующее оборудование, действуют национальные программы.
«Наше государство лишь на 15,5% обеспечено собственными энергетическими ресурсами. Это попутный газ, древесное топливо, энергия солнца, ветра и воды, – рассказал Михаил Малашенко, директор департамента по энергоэффективности, заместитель председателя Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь. – Поэтому политика нашей страны направлена на то, чтобы относиться к энергетическим ресурсам максимально рационально. С 2016 по 2020 у нас действует программа по энергосбережению. В ней прописано, что ежегодная экономия энергоресурсов должна составлять не менее 1 млн тонн условного топлива. Итог: с 1997 года по настоящее время энергопотребление региона не изменилось, при этом внутренний валовый продукт вырос на 2,5%, а энергоемкость ВВП упала в 3,5 раза. По данным международного энергетического агентства энергоемкость ВВП Республики Беларусь в ценах 2010 года составляет 160 кг нефтяного эквивалента. Это уровень таких развитых стран как Канада и Финляндия. Это невозможно было бы сделать без сложившейся в Республике системы финансирования программы энергосбережения. Большая часть средств на эти цели – доля предприятий, и лишь 0,8% – доля государства. На каждый государственный рубль приходится 99 рублей софинансирования».
Сравнительный анализ и политический контекст энергоэффективности в странах «пятерки» дал директор департамента энергетики Евразийской экономической комиссии Леонид Шенец: «По данным международного аналитического агентства к концу 2018 года страны ЕАЭС вышли на уровень потребления энергии на уровень 90-го года. Мы приросли по мощности почти на 40 тысяч МВт, что, несомненно, скажется на себестоимости производимой продукции. Этой темой должны заниматься в том числе и потребители энергоресурсов. В связи с этим мы подготовили предложения, которые могут быть реализованы в различных отраслях – сельском хозяйстве, промышленности. Этот вопрос касается и бюджетных организаций, где средства закладываются на отопление, водоснабжение».
Как резюмировал в своем выступлении Антон Инюцын, Министерство энергетики Российской Федерации видит большой потенциал в формировании единых подходов и технологических стандартов как элемента формирования единого рынка Евразийского экономического союза.